Начну, друзья, с неприятного. Пресс-показ фильма «Каникулы строгого режима» оставил меня глубоко разочарованным. На пресс-показе не было шампанского! Как?
Почему? Куда делось? Халатное отношение к своим обязанностям
организаторов? Прямое ли следствие новых веяний государственной
политики? Ответ я никогда не узнаю, но этот фатальный промах
организаторов во многом предопределил отношение к фильму. Последующая
пресс-конференция разочарование усугубила. Создатели фильма –
продюсеры, актеры, режиссер, искренне радовались успеху своего
творения, лучились позитивом, чуть ли не торжествовали. Поначалу я
предположил, что мы с ними смотрели разные фильмы. Однако, факты
говорили об обратном. И тогда пришло горькое осознание – за кулисами
шампанское всё-таки наливали и, похоже, в немалых количествах. От этого
стало еще обиднее.
Господа организаторы, ну, ведь это же прописная истина – шампанское в немалых количествах добавляет прелести и очарования любому фильму, а его отсутствие – наоборот, обнажает правду, порой весьма неприятную на вкус.
Впрочем,
начну с похвалы. Отличный промоушен! Мощный, яркий, изобретательный.
Образцовый, можно сказать, промоушен. Молодцы. Браво!
С самим кино получилось несколько хуже. Значительно хуже. В
центре сюжета – двое беглых заключенных, один из которых авторитет с
15-летним тюремным стажем, второй – бывший опер. Путем нехитрых
сценарных ходов герои становятся вожатыми в пионерском лагере, и тут бы
должны начаться веселые приключения – адаптация к жизни на воле, поиск
контакта с детьми, необходимость скрывать свое истинное лицо и пр. И
приключения эти начинаются. Только какие-то не слишком веселые, и не
слишком приключения. А ближе к финалу картина из заявленной комедии и
вовсе превращается в слезливую мелодраму. Будь у радио «Шансон»
видеоверсия, заключительные кадры фильма идеально бы подошли для её
заставки. «Не печалься, любимая-ааа, за разлуку-уу прости ты меня-ааа…»
- что-то типа того.
Впрочем, надо заметить, что драматическая часть картины удалась режиссеру всё-таки лучше, чем комедийная. А е4сли
говорить прямо, то комедия, на мой взгляд, не удалась совсем. Моменты,
где надо смеяться, были понятны, но смеяться в эти моменты почему-то не
получалось. Большая часть шуток основана на непонимании обычными людьми
воровского жаргона и непонимании зэком условий жизни на воле.
Получилось не смешно. С близкими по смыслу «Джентльменами удачи» -
никакого сравнения.
Отдельного упоминания заслуживает японская
тематика, призванная, наверное, для привнесения в картину философского
подтекста, одухотворенности и оригинальности. Ничего, на мой взгляд,
она не привнесла и выглядела откровенно притянутой за уши. Единственный
смысл, который я в этой японщине увидел – завлечь в кинотеатр
многочисленных любителей модных ныне суши и сашими. Там - японское,
здесь - японское. Вдруг клюнут?
Не спасли фильм и актеры. Если
исполнители второстепенных ролей – Лыков, Кравченко, Меньшов, выглядели
довольно правдоподобно, то в отношении главных героев хотелось кричать
словами Станиславского – «Не верю!». Ну, не получился из Безрукова
матерый зэк. Даже с учетом железных фикс не получился. Дюжев с нелепым цветом волос (это, видимо, был элемент перевоплощения) тоже никем не получился. Невнятный он какой-то, Дюжев этот… Бабенко
понравилась больше. А на пресс-конференции – еще больше. Издалека (а я
сидел на последних рядах) она выглядела милой, хрупкой и юной. Не развенчивайте мою иллюзию. Пусть в моем сознании Бабенко остается такой.
Добрым
словом отмечу качественную операторскую работу (её бы в хорошие
режиссерские руки), а также симпатичные и неожиданные начальные титры. Музыку охарактеризую, как разнообразную. На этом закончу.
По
общему впечатлению, фильм оказался несколько хуже, чем я ожидал, и
гораздо хуже, чем обещал промоушен. Впрочем, с промоушеном – история
уже привычная. «Каникулы строгого режима» вполне годятся для
просмотра между делом по телевизору в выходной день, но тратить время и
деньги на поход ради этого фильма в кинотеатр, пожалуй, не стоит.